Зеонбуд превращается в очередной «долгострой»
Несмотря на практически полностью построенную сеть передающих станций, Зеонбуд как коммерческий проект начинает превращаться в очередной «долгострой». Решение о кодировании бесплатных каналов с целью взять под свой контроль рынок приёмного оборудования
Дело в том, что во всём мире бесплатное эфирное ТВ имеет некий «особый статус»: в отличии от других способов приёма телевизионного сигнала, только эфирное ТВ может быть по-настоящему открытым для свободного приёма на любое оборудование, соответствующее принятому стандарту вещания. Спутниковое ТВ не может быть полностью открытым по причине региональных ограничений (спутник «светит» не только на «родную» страну, но и на множество соседних), а кабельное ТВ истинно бесплатным не сможет быть по определению.
Законы, обязывающие операторов кабельного ТВ включать во все свои пакеты каналы, присутствующие в открытом эфирном вещании данной местности, или, например, требования для всех производимых или импортируемых телевизоров иметь встроенный эфирный тюнер для принятого в стране стандарта вещания — это тоже проявления того «особого статуса», которым обладает открытое эфирное ТВ.
А принимая рещение кодировать сигнал бесплатных каналов, Зеонбуд отказывается от претензий на этот «особый статус», и по сути превращается в ещё одного провайдера платного телевидения. Бизнес-модель при этом аналогична российскому оператору спутникового ТВ «Триколор»: плата за просмотр базового набора каналов взимается один раз, при покупке ресивера. И конкурировать с другими провайдерами платного ТВ он будет на общих основаниях, а не как продукт, относящийся к отдельной категории.
Не надо быть гением, чтобы понять, что при таком раскладе Зеонбуду будет почти невозможно даже и близко подойти к тем расчётным 33% домохозяйств, которые открытому эфирному вещанию «полагаются по статусу». Реальное число абонентов будет меньше в разы, и каналы, которые должны платить Зеонбуду огромные деньги за распространение сигнала, вряд ли захотят это делать. Они ведь стремятся получить за них «особый статус», а не просто вхождение в пакет одного из операторов платного ТВ (пусть и вещающего, как и «Триколор», по принципу free-to-view).
Итак, давайте разберёмся: кто и кого здесь пытается обмануть? Зрителям-то, по большому счёту, всё равно: при современном уровне развития технологий свободный рынок без телевизионного сигнала их в любом случае не оставит. Челокев, который стоит за идеей кодирования бесплатных каналов, пытается нанести ущерб каналам, заставив их платить весьма круглые суммы за вхождение в пакет обычного провайдера платного телевидения. Но и каналы-то не столь глупы, поэтому крайним рискует оказаться сам Зеонбуд, который может потерять на поступлениях с каналов в десятки раз больше, чем он сможет получить с приставок. Получается, что для того, чтобы получить определённый откат от производителей приставок, этот «умник» нанесёт компании Зеонбуд ущерб несоизмеримо больший — возможно, в десятки или сотни раз больший. Не надо быть доктором наук по экономике, чтобы понять, что взимать с каналов ежемесячную плату за «особый статус» гораздо выгоднее, чем продавать зрителям «свои» приставки сомнительной ценности.
Делать одновременно и то, и то — не получится. Миллион «социальных» приставок (даже если их действительно будет миллион) критической массы создать не сможет. На те деньги, которые каналы должны платить оператору, они могут собраться и создать альтернативную цифровую эфирную сеть. Расчёт на то, что власти будут изо всех сил ставить палки в колёса любым попыткам создать альтернативу Зеонбуду? Пожалуй, да. Но даже при этой власти потери от кодирования сигнала превысят любые доходы от продажи «железа», да и власть, как вы знаете, дело переменчивое.