Выключать «Зеонбуд» никто не намерен
На минувшей неделе в ряде газет и интернет-изданий вышли материалы (в том числе и на правах рекламы) в защиту компании «Зеонбуд» - монопольного оператора цифрового телевидения в Украине. Их главный месседж - что если «Зеонбуд» лишат лицензии, то украинцы останутся без цифрового телевидения, а государство понесет значительные убытки. Не исключено, что эта массированная кампания направлена на народных депутатов, ведь в этот четверг, 27 марта, в парламенте планируют рассматривать проект постановления №4401, предусматривающий начало проверок компании «Зеонбуд», а также отмену кодирования цифрового эфирного сигнала.
Независимая ассоциация телерадиовещателей призвала парламент принять постановление. По мнению НАМ, все возражения представителей «Зеонбуда», которые содержатся в публикациях в поддержку компании, являются искусственными и не соответствуют действительности.
«Телекритика» публикует статью эксперта в сфере цифрового телевидения, генерального директора телеканалов М1 и М2 Валентина Коваля, который обращает внимание на «неточности» в статьях в защиту «Зеонбуда» и объясняет, почему они не соответствуют действительности.
Реагировать на статьи, опубликованные под грифом «реклама» или от имени журналистов, чьи имена неизвестны гуглу - дело непривычное. Но поскольку такие материалы появились в уважаемых изданиях, очевидно, нуждающихся в деньгах, важно отметить ряд «неточностей», которые сегодня гуляют в информационном пространстве. Эти пугающие, прежде всего, депутатов «неточности» таковы: отключение «Зеонбуда», потеря телевидения для 10 миллионов украинцев, напрасные траты на социальные тюнеры, отсутствующие у государства 30 миллионов на мониторинг покрытия цифровой сети и 5 миллиардов гривен на восстановление цифрового вещания.
Главная неточность заключается в том, что кто-то настаивает на выключении сети «Зеонбуда». Индустрия однозначно считает, что лишать телевидения даже небольшую часть телезрителей - неправильно. Кстати, вторая неточность заключается в оценке количества зрителей, которые сморят ТВ в сети Т2. Это совсем не 10 миллионов. По статистике, которой пользуется индустрия и которую поставляет компания Nielsen, за последний месяц цифровое ТВ (включая многомиллионный Киев, где уже несколько лет работает экспериментальное вещание в стандарте DVB-T) имели возможность смотреть порядка 4,5 миллионов зрителей, при этом для них цифровой эфир DVB-T/DVB-T2 - не единственный источник телепрограмм.
Другой статистики у нас, к сожалению, нет - нам не известно точное количество проданных через торговые сети и распределенных по государственной программе сет-топ-боксов, принимающих сигнал стандарта DVB-T2 с кодировкой Irdeto Cloaked CA. Есть разве что информация про 700 тысяч семей, которым государство предоставило бесплатные тюнеры, это ориентировочно до 2,5 миллионов телезрителей. Сколько еще тюнеров было продано - неизвестно, денег в бюджете на продолжение этой программы не заложено.
Основная претензия, которую высказывает «Зеонбуду» достаточно широкий спектр производителей телевизионного оборудования - введение кодирования, которое сводит на нет все разработки ведущих брендов, выпускающих телеприемники. Позиция, что кодирование обеспечивает украинским зрителям более высокое качество приемников, ставит под сомнение качество продукции мировых компаний, названия которых приводить не буду. С кодированием «Зеонбуд» мог бы расправиться нажатием пары кнопок, но делать этого упорно не хочет. Он заявляет, что те самые 700 тысяч семей будут лишены ТВ, но смею заверить, что они спокойно будут принимать и некодированное цифровое телевидение. Единственный способ увеличить аудиторию цифрового телевидения сегодня - отменить кодирование и дать возможность принимать цифру на телевизоры последних поколений, которыми наводнены сети магазинов электроники. Чем не экономия бюджетных средств?
Кстати, кодирование - одна из законных претензий и со стороны индустрии, поскольку во всех наших лицензиях прописан некодированный способ распространения программ. Вторая, и наиболее критическая претензия - тарифы «Зеонбуда». При этом индустрия не собирается диктовать условия - она согласится с результатами расследования Антимонопольного комитета: если деятельность «Зеонбуда» подпадает под действие антимонопольного законодательства, тарифы должны регулироваться государством. Если нет - будем жить, как и жили.
По поводу якобы убытков, которые понесет Нацкомсвязи при проверке покрытия сети «Зеонбуда». Такая проверка - обычная функция органов частотного регулирования. Телеканалы, вещающие сегодня в аналоге через сеть собственных передатчиков, регулярно подвергаются таким проверкам, у всех нас есть соответствующие договора, и мы регулярно оплачиваем работы Укрчастотнадзора по мониторингу наших сетей, помимо регулярных платежей в бюджет за использование радиочастотного ресурса, которые также должны расходоваться на подобные мероприятия. Например, 25 марта Укрчастотнадзоробъявил, что у них есть 200 миллионов гривен оборотных средств, которые собираются перечислить в бюджет. Значит, средства есть, и речь об убытках не идет?
Проверка покрытия цифровой сети - это не прихоть индустрии, хотя мы и хотели бы понимать, за что мы платим. Это - в первую очередь - позволит убедиться государству в том, что его граждане действительно будут иметь доступ к телевидению, когда начнут отключать аналоговые передатчики.
Еще одно важное дополнение - это по поводу одномоментного отключения всех аналоговых передатчиков летом 2015 года. Отключаться должны те передатчики, которые создают помехи нашим соседям. Сколько таких передатчиков - мы не знаем. Если сегодня начать работу по изучению ситуации и переговорный процесс на уровне национальных частотных администраций - вполне может оказаться, что аналоговое вещание может быть продолжено. Ведь информация о том, что у соседей переход на цифру либо откладывается, либо идет не такими темпами, как это предполагалось в 2006 году - присутствует в сети.
Несомненно, наиболее жесткой выглядит история с проверкой Генпрокуратурой всей процедуры лицензирования, но если всё действительно было проведено по закону, как нас уверяли всё это время, стоит ли этого бояться?
И, наконец, про 5 миллиардов. Как известно, бытовала версия про 4,7 миллиардов гривен, которые одно государственное учреждение планировало получить у другого государственного учреждения, но все мы знаем, как расходовались средства в подобных случаях. При подготовке документов на тот самый «конкурс», в котором «Зеонбуд» оказался единственным конкурсантом, мы тоже считали расходы, и они были не больше тех, которыми сегодня бравирует «Зеонбуд». Хотя повторю то, с чего начал: выключать «Зеонбуд» никто не намерен.
Валентин Коваль, генеральный директор ООО «Телеодин» (телеканалы М1 и М2), для «Телекритики»