DVB-T2: катастрофа приходит, откуда не ждали
В данный момент в Украине заканчивается строительство сети цифрового эфирного телевидения, которая имеет все предпосылки стать для своего времени одной из лучших в мире. Выбран самый лучший стандарт вещания, закуплено и смонтировано самое лучшее оборудование для него, давно утверждена (и никогда не подвергалась никаким сомнениям!) единственно логичная в данном случае бизнес-модель, при которой вещание должно вестись открыто и бесплатно, приёмное оборудование — производиться без ограничений любым производителем в рамках технических стандартов DVB, а оплачиваться строительство и обслуживание вещательной сети будет телеканалами, получающими, в свою очередь, доходы с рекламы.
Мы радовались, что хоть что-то в нашей стране наконец-то делается по уму,
И тут, словно гром среди ясного неба, появляется новость: Нацрада рекомендовала «Зеонбуду» закодировать сигнал. Что это значит? А это значит то, что кто-то очень коррумпированный придумал себе новую схему наживы: вместо свободного рынка приёмного оборудования для DVB-T2 заставить всех использовать только ресиверы подконтрольных ему производителей, которые будут платить этому «кому-то» за каждый такой ресивер. Помимо того, что ресиверы подорожают на сумму «мзды», отсутствие свободного рынка, при котором в Украине можно было бы использовать любой ресивер стандарта DVB-T2, произведённый для любой страны, приведёт к ещё большему удорожанию оборудования.
Но самое страшное то, что при такой схеме не будет возможности использовать CAM-модули для телевизоров, имеющих встроенный тюнер DVB-T2. А это значит, что даже к телевизорам, изначально поддерживающим DVB-T2, всё равно придётся докупать пресловутый ресивер по несвободной цене. Почему не будет CAM-модулей? Всё очень просто: по формулировке Нацрады, система условного доступа нужна якобы для недопущения на рынок Украины «некачественных ресиверов». А ресиверы со слотами для CAM-модулей ведь тоже могут быть такими же «некачественными», как и обычные, потому что интерфейс этих модулей — это тоже открытый стандарт, использовать который может кто угодно. Соответственно, у тех, кто покусился на свободу эфирного ТВ в Украине нет никакой мотивации допускать появление CAM-модулей к своей системе кодирования.
Надо сказать, что сама формулировка «некачественные ресиверы» является феерическим нонсенсом, потому что существует стандарт DVB-T2 (признанный европейским стандартом EN), и если ресивер ему соответствует (то есть всё работает, как надо), и он сертифицирован в Украине на соответствие нормам электробезопасности и электромагнитной совместимости, то этот ресивер по определению является достаточно качественным. А если не соответствует — значит, его можно возвращать производителю в соответствии с условиями гарантии и законом о защите прав потребителей. И никакое шифрование сигнала ничему здесь не поможет — наоборот, приведёт к тому, что пиратство и «левак» зацветут буйным цветом.
Я очень надеюсь, что эта чудовищная по своей глупости или наглости рекомендация будет отменена, но просто отменить её будет теперь недостаточно. Слово — не воробей: доверие производителей и поставщиков оборудования уже подорвано, они теперь будут воздерживаться от завоза больших партий дешёвых ресиверов (а при закупке маленькими партиями ресиверы не могут быть дешёвыми). В кодировании основного сигнала сети «Зеонбуд» не заинтересован никто, кроме самого «автора» этой идеи и тех, кого он смог подкупить. В этом не заинтересованы ни каналы, ни зрители, да и сам Зеонбуд при такой схеме явно получит гораздо меньше, так как абонбаза у кодированной сети будет в разы меньшей, чем при открытом вещании, вследствии чего каналы задумаются, целесообразно им плалить столько денег за распространение сигнала.
Я не обвиняю Нацраду в коррупции. Я допускаю, что на членов Нацрады было оказано давление. Но это всё равно их не особо оправдывает: в данной ситуации надо было «грудью лечь на амбразуру», чтобы защитить своё детище от таких ужасных посягательств. За такое надо отправлять в отставку, но проблема в том, что отмывать Зеонбуд от этой грязи нужно как можно скорее, пока грязь глубоко не въелась, а по-настоящему оперативно ликвидировать последствия этой «техногенной катастрофы» может только существующий состав нашего глубокоуважаемого регуляторного органа.