Волки и овцы. «Зеонбуд» протянул телеканалам руку помощи

Перегляди: 2794
Додано: 2015-11-12 13:23:08 (E.v.g.)
Оновлено: 2018-12-29 05:07:21 (E.v.g.)

dvb-t2-logo

В последнее время жизнь не балует монополиста цифрового телевидения, но даже в сложившейся ситуации компания «Зеонбуд» не оставляет попыток заставить всех вокруг играть по собственным правилам. Номинальный директор «Зеонбуда» Ирина Алябьева впервые после полугодовой паузы вышла к телерынку с предложением «понять, простить и пойти навстречу компании», выступив на слушании Комитета по свободе слова Верховной Рады, посвященном перспективам перехода Украины на цифровое вещание.

По словам Ирины Алябьевой, рынок должен прекратить спекуляции вокруг цифрового покрытия, которое, по версии монополиста, составляет 95% населения Украины; телеканалы должны принять новые тарифы провайдера с 50% скидкой и закодировать спутникоый сигнал, чтобы не допустить «утечки аудитории в российское информационное пространство»; регулятору необходимо позволить запустить платный пакет цифрового телевидения и восстановить выход рекламных роликов на национальных телеканалах о переходе на Т2. В ответ представители власти продемонстрировали полную беспомощность, а индустрия изложила свой вариант решения вопроса, который частично совпал с планами монополиста, что свидетельствует об оттепели в отношениях между цифровым провайдером и телеканалами.

Переходим к занимательным подробностям.

Директор «Зеонбуда» Ирина Алябьева настаивала, что цифровой сигнал охватывает 95% населения Украины. Это, мол, подтверждают замеры, которые сделала одна из телевизионных групп (какая именно, не указано) – погрешность составила «не более 100 метров в радиусе». Провайдер цифрового ТВ «в условиях кризиса на рекламном рынке» пошел навстречу телеканалам и в августе снизил тарифы на 50% – теперь услуги компании обходятся телеканалам в $30 тыс. в месяц (720 тыс. грн), что, по мнению Алябьевой, «очень дешево». Компания уже провела переговоры с 96 телеканалами, которые транслирует в своей сети – осталось убедить воспользоваться новыми тарифами всего «нескольких региональных вещателей». При этом к стопроцентному покрытию компания не стремится, поскольку крупные телегруппы этого не хотят: им, мол, достаточно покрытия в городах с населением более 50 тысяч, о чем они «неоднократно заявляли сами». Цифровое покрытие по всей Украине необходимо (точнее, «электорально важно») лишь трем-четырем телеканалам.

Ирина Алябева призывала регулятор – Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания – пойти навстречу компании и позволить увеличить пакет телеканалов в сети за счет платных вещателей (точное количество не называлось, хотя ранее предлагалось 20 телеканалов). Также Нацсовету предлагается восстановить программу перехода на цифровое вещание, по которой телеканалы должны ежесуточно транслировать ролики «Зеонбуда» о переходе на «цифру» (рекламу, считавшуюся социальной, сняли прошлой осенью, поскольку в ней фигурировал тюнер Т2). Также директор компании-монополиста пообещала, что Нацсовету достанется главная роль в кодировании сигнала украинских телеканалов на спутнике, «где в открытом доступе находится очень много российских телеканалов», что позволяет каждому абоненту спутникового телевидения беспрепятственно их принимать.

Вопрос покрытия обсуждали очень оживленно. Альтернативное мнение озвучил представитель «Украинского государственного центра радиочастот» (УГЦР): покрытие «Зеонбуда» составляет 80-85% территории Украины. К сожалению, он не рассказал, каким образом проводились измерения, что моментально вызвало недоверие представителей региональных телеканалов, по мнению которых, покрытие гораздо меньше заявленного. Алябьева ответила, что альтернативная оценка может быть близка к реальной, поскольку на 80-85% территории могут проживать те же 95% населения.

Вопрос, почему компания измеряет покрытия населением, а не территорией, повис в воздухе. Зато была названа стоимость оценки покрытия цифрового ТВ – в пределах 80-100 тыс. грн. Почему за 4 года при такой цене ни разу не провели никаких замеров – неизвестно. Чуть позже в кулуарах была названа телегруппа, которая якобы провела замеры – «Медиа Группа Украина». Учитывая тесные связи холдинга с провайдером, факт проведения измерений еще нужно доказать – по крайней мере, так считают мои собеседники.

Директор телеканалов М1 и М2 и руководитель цифрового комитета ИТК Валентин Коваль озвучил расходы всех телеканалов на доставку сигнала: на аналоговое вещание телеканалы суммарно тратят 400 млн грн в год, еще 300 млн грн – на цифровое вещание, еще 250 млн грн – на спутниковое вещание. При этом телеканалы ожидают, что рынок телерекламы в этом году составит 3 млрд грн, а это значит, что треть заработанных средств каналы вынуждены потратить на оплату доставки вещания. Поэтому Коваль предлагает не ждать до 2018 года и выключить «аналог» уже в 2016-м. Тем более, что срок действия цифровых лицензий закончится через 2 года – об окупаемости пока и речи нет. На базе четырех существующих мультиплексов телегруппа StarLightMedia предлагает создать один или два мультиплекса для национальных вещателей с супер-покрытием по всей Украине. И еще два – для телеканалов, которых удовлетворит покрытие в городах 50 тыс.+. Член Нацсовета Олег Черныш сразу возразил Ковалю: переформатирование мультиплексов невозможно, поскольку сейчас идет «перепланировка связи для создания сетей синхронного вещания», то есть создание одночастотных сетей передающих станций, излучающих одинаковые сигналы в одном и том же радиочастотном канале.

Дальнейшее обсуждение разворачивалось по уже знакомому сценарию. Директор тернопольского телеканала ТВ-4 Татьяна Винокур рассказала присутствующим, что для региональных вещателей скидки в 50% нет: телеканал не получал от «Зеонбуда» писем об уменьшении тарифов, зато регулярно получает квитанции об оплате, где значится скидка 12%. Озвученные размеры покрытия, по словам Татьяны, также не соответствуют действительности: оказывается, в трех южных районах Тернопольской области нет не только цифрового сигнала, но и аналогового. По мнению Винокур, тарифная политика «Зеонбуда» направлена на уничтожение региональных вещателей. Выступление директора телеканала «24» (владеет цифровой лицензией во Львове) было не менее жестким: Роман Андрейко поинтересовался, почему никто не вспоминает, что экс-члены Нацсовета, выдавшие «Зеонбуду» лицензию, ходят на допросы в Генпрокуратуру. Вопрос, естественно, оказался риторическим. Если во властных кабинетах озвучивается идея национализации 50% акций «Зеонбуда», то кто «поедет к Саше Стоматологу в Москву покупать половину компании»? Снова риторический вопрос. И резюме: выключать «аналог» не нужно, потому что рубильник всех телеканалов попадет в руки «группировки». А «Зеонбуд» должен быть полностью передан на баланс Концерна РРТ или Фонда госимущества.

Исполнительный директор «Независимой ассоциации вещателей» Катерина Мясникова отметила, что говорить о запуске платного пакета телеканалов нельзя, пока не решен вопрос с местами в региональной цифре. Важную роль в этом сыграл канал «112 Украина», который занял места в региональной «цифре» и вещает, как национальный телеканал. До сих пор нет решения суда по аннулированию цифровых лицензий канала, а потому говорить о платном пакете «Зеонбуда» нет смысла. Также зарезервирован ресурс на вещание восьми телеканалов в HD, получили такое право еще в 2011 году, но до сих пор не воспользовавшихся им, «потому что дорого». Такая лицензия есть у телеканала «Тонис», хоть и не нужна ему, как и телеканалу БТБ, на что должно обратить внимание Министерство информационной политики. А вот что действительно нужно, так это изменения в законодательстве о телевидении и радиовещании – юридически «Зеонбуд» действует по лицензии провайдера кабельного ТВ. По словам Мясниковой, соответствующий закон доработан и уже передан в Нацсовет.

Следом выступила главный юрист НАМ Ольга Большакова, рассказавшая, что ассоциация обращалась в Генпрокуратуру по вопросу лицензирования «Зеонбуда». И «было бы хорошо, если бы восторжествовала справедливость», особенно по отношению к экс-членам Нацсовета, которые сейчас активно пиарятся и «поучают рынок». Чтобы добиться признания Антимонопольным комитетом монопольного положения «Зеонбуда», НАМ потратил 4 года, но Большакова надеется, что процессы в Генпрокуратуре пойдут быстрее, а потому призвала всех присутствующих к сотрудничестве и предоставлению дополнительной информации о нечестном лицензировании «Зеонбуда» в 2010-м. Скидка, которую недавно предоставил монополист, лишь доказывает, что тарифы были завышены изначально. Нацсовет не должен регулировать тарифы, но должен установить «предельные нормы рентабельности», поскольку цены на электроэнергию и другие составляющие тарифов постоянно меняются. Большакова согласна с Андрейко: нельзя выключать «аналог», поскольку рубильник всех телеканалов остается у компании с неизвестными собственниками.

Модерировала дискуссию Виктория Сюмар, председатель Комитета по вопросам свободы слова. Депутат «Народного фронта» для галочки спросила у Алябьевой, кто владеет «Зеонбудом» и когда компания планирует подавать документы, чтобы соответствовать нормам закона о медиасобственности. Директор «Зеонбуда» столь же формально ответила, что не может назвать конечных владельцев, а вопрос переоформления будет решаться в «соответствии с бюрократическими нюансами». Сюмар отметила, что она «знает, как писался этот закон», а потому не верит, что мы узнаем имя реального владельца.

На слушаниях присутствовало немало чиновников и нардепов, которые выступали в стиле советских партзаседаний, чем продемонстрировали полную неспособность бороться с «Зеонбудом». Зато повеселили слушателей безумными идеями, вроде «монополист должен отдать государству два мультиплекса». Дискуссию завершил Григорий Шверк, говоривший очень эмоционально. По словам экс-члена Нацсовета, в государстве должен появиться некий орган, способный надавать волшебных пенделей другим госорганам и скоординировать все процессы, поскольку за четыре года в обсуждаемой сфере ничего не поменялось. Присутствующие смеялись, аплодировали, но резонно отметили, что процесс раздачи должен возглавить именно Шверк, поскольку «много лет работает на этом рынке и имеет хорошую репутацию». Григорий, конечно же, открестился: мол, стал нардепом и уже ничего не решает.

С горьким ощущением безвыходности участники слушаний разошлись, и первой зал покинула Ирина Алябьева. Вы все еще верите, что в этой истории что-то поменяется? Я – нет.

Автор: МЕДИАНЯНЯ



Наші друзі та партнери:


<<
Ефірне телебачення та радіомовлення в Україні 2006-2024
>>